Статья 70.1. Земельного
кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ о резервированиии земель
для государственных или муниципальных нужд гласит:
"Резервирование
земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется
в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, а земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных
гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных
с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием
особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ
и иных искусственных водных объектов.
Резервирование
земель допускается в зонах планируемого размещения объектов
капитального строительства для государственных или муниципальных
нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с
федеральными законами для обеспечения государственных или
муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных
или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более
чем семь лет.
Допускается резервирование
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства
автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов
на срок до двадцати лет."
Слово "резервирование"
у многих вызывает весьма негативные эмоции… Давайте разберемся
в сущности данного института, как говориться, кто предупрежден,
тот вооружен!
Во - первых, определимся
с понятием "резервирование". Анализ законодательства
дает нам право определить его, как возможность ограничения
не только права собственности, но и иных вещных прав на земельный
участок.
Во- вторых, где
и когда допускается резервирование земель?
Резервирование земель для государственных или муниципальных
нужд (далее - для ГМН) осуществляется в случаях, связанных
с:
1) выполнением международных обязательств РФ;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального
значения при отсутствии других вариантов возможного размещения
этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических
систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики
и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики
и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы
РФ;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие
деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального
значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального,
местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами
случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа,
земельных участков из земель, находящихся в собственности
субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных
законами субъектов РФ.
Таким образом,
перечень оснований для резервирования является открытым, а
это значит, что при необходимости он может быть расширен.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения
объектов капитального строительства для ГМН, а также в пределах
иных необходимых в соответствии с федеральными законами для
обеспечения ГМН территорий.
Земли для ГМН могут
резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается
резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности и не предоставленных гражданам и юридическим
лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог
и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Не допускается
принятие органами государственной власти, органами местного
самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии,
в том числе путем выкупа, земельных участков для ГМН при отсутствии
документов территориального планирования, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.
В - третьих, принудительное
отчуждение земельного участка для ГМН может быть проведено
только при условии предварительного и равноценного возмещения
стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок
выкупа, определения выкупной цены, прекращения прав владения
и пользования земельным участком при его изъятии для ГМН у
его собственника, а также права собственника земельного участка,
подлежащего выкупу для ГМН, устанавливаются гражданским законодательством.
В - четвертых,
на сегодняшний день действует ПОЛОЖЕНИЕ о резервировании земель
для государственных или муниципальных нужд, утвержденное Постановлением
Правительства от 22.07.2008 за №561, которое и определяет
порядок резервирования земель для ГМН.
И здесь нам необходимо
остановиться на следующих важнейших положениях:
- решение о резервировании (далее - решение) земель для федеральных
нужд принимается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на оказание государственных услуг и управление
федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности
которого планируется осуществить резервирование, а решение
о резервировании земель для государственных нужд субъекта
РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным
исполнительным органом государственной власти субъекта РФ
или органом местного самоуправления.
При этом решение
принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации
по планировке территории решение принимается в соответствии
с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения
объектов капитального строительства федерального, регионального
или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр,
воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования
недр, утвержденные в установленном порядке.
Будьте внимательны!
Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется
резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки,
устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими
федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования
земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных
лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых
номеров земельных участков, которые полностью или частично
расположены в границах резервируемых земель.
К такому решению
прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых
номеров земельных участков, которые полностью или частично
расположены в границах резервируемых земель.
Решение и схема резервируемых земель должны содержать необходимые
для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения
о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются
решением.
И наконец, решение,
принятое органами государственной власти или местного самоуправления,
подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации
субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены
резервируемые земельные участки или в официальных средствах
массовой информации органов местного самоуправления по месту
нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его
опубликования.
Возникает дополнительный
вопрос: когда прекращается действие ограничений прав, установленных
решением? Это:
1. истечение указанного в решении срока резервирования земель
(о нем шла речь выше);
2. предоставление в установленном порядке зарезервированного
земельного участка, не обремененного правами третьих лиц,
для целей, установленных решением о резервировании земель;
3. отмена решения о резервировании земель органом государственной
власти или органом местного самоуправления, принявшим решение
о резервировании земель;
4. изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа,
зарезервированного земельного участка для государственных
или муниципальных нужд;
5. решение суда, вступившее в законную силу.
В случае прекращения
действия ограничений прав, установленных решением о резервировании
земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления,
принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты
наступления таких обстоятельств обратиться в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного
кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного
кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях,
а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения
ограничений прав, вызванных резервированием земель.
И, напоследок,
небольшой совет землевладельцам,
и не только им! Не советуем на зарезервированном участке начинать
вести строительство коттеджа, садового
домика или улучшать его каким-либо иным образом уже после
того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как
Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством
на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит,
что при определении выкупной цены такого участка с целью его
изъятия эти улучшения учитываться не будут.
Перепечатка материалов разрешена только с размещением
ссылки на http://www.narzem.ru

словарь
терминов
|